Государственные выплаты на новорожденных детей в последнее время растут. С октября текущего года на воспитание первого малыша государство выделяет уже около 25 тысяч гривен, на второго – вдвое больше, а на третьего уже обещанные сто тысяч.
Как ни странно, правительство на этот раз выполняет свое обещание. Выполняет за счет, естественно, бюджетных денег, то есть, налогоплательщиков.
В связи с этим люди беспокоятся: а не начнут ли, надеясь получить деньги, массово заводить детей нерадивые легкомысленные мамаши? А, получив выплаты, откажутся от малышей? Такие опасения украинцы высказывали еще тогда, когда сумма выплат составляла всего около восьми тысяч гривен на первого ребенка. Что же теперь?
Украинские форумы полны противоречивых мнений. Кто-то поддерживает увеличение государственной помощи - ребенка нынче растить нелегко. Кто-то считает, что теперь все больше детей рождается в неблагополучных семьях, потому что их родители рассчитывают на деньги. Даже если от ребенка не откажутся, какое воспитание получит он, чему научится от родителей-выпивох и тунеядцев? Какой гражданин вырастет для страны? Кто-то жалуется: почему я должен платить налоги за тех, кто специально рожает одного за другим ради денег?
Как обстоит ситуация в Мариуполе? И за какие проступки мать может лишиться государственной выплаты? Надо.ua обратилось за комментарием к начальнику службы по делам детей городского совета Людмиле Прунчак: «Прекращаются государственные выплаты на детей до 3 лет, в том числе и на новорожденных, если родители не выполняют своих обязанностей. За первое полугодие в городе только один новорожденный был отобран у матери, и она, соответственно, лишена государственной выплаты. Причина – антисанитарные условия содержания. В доме нет ни воды, чтобы купать ребенка, ни газа, чтобы нагреть молоко, ни холодильника для продуктов. У матери есть еще малолетние дети. Эта семья состояла у нас на учете, поэтому сразу после рождения малыша мы подали иск, чтобы ребенок был отобран у матери без лишения родительских прав. Если за год она создаст необходимые бытовые условия, то сможет забрать ребенка».
Если малыша отбирают у нерадивых родителей, то государственная помощь на него обратно государству не возвращается. Эти деньги поступают на личный счет ребенка, на его сберегательную книжку. В этом вся суть – средства на жизнь вообще-то получает ребенок, а не его родители. Тут оформление всех документов для получения «детских» берет на себя то государственное учреждение, где находится ребенок. Проще говоря, детский дом.
Эти средства «лежат» на счету малыша и не тратятся, кроме исключительных случаев, например, когда необходимо дорогостоящее лечение. Если родители впоследствии заберут ребенка, они смогут эту помощь забрать тоже. Если нет – их смогут когда-нибудь забрать вместе с ребенком приемные родители или же эти деньги дождутся на сберегательном счету совершеннолетия своего адресата, и, несмотря на инфляцию, хоть немного помогут ему в дальнейшей жизни.
Кстати, инвалидность матери – не причина того, чтобы отобрать у нее ребенка. Даже если ей трудно за малышом ухаживать, то помочь ей в этом призваны социальные службы. Ремонт в квартире может сделать тот же ЖЭК. Лишаются родительских прав мариупольцы чаще всего не потому, что не могут, а потому что не хотят создать надлежащих условий содержания детям. На втором месте среди причин – алкоголизм и наркомания. Примерно в одном случае в год лишают родительских прав за насилие над ребенком.
А если мамаша, ведущая антисоциальный образ жизни, уже успела оформить государственную помощь и получила часть денег? Тут ничего не поделаешь – принуждать ее к возврату средств уже никто не будет, однако получение помощи приостановят. Если в семье вдруг обнаруживается недопустимое обращение с грудным ребенком, служба по делам детей в течение 21 дня подает документы на прекращение выплаты «детских» этим родителям. Чаще всего в таких случаях первый сигнал тревоги поступает от педиатров, соседей, комитетов самоорганизации населения.
Матерей, которых лишают выплат на новорожденных детей, в полумиллионном Мариуполе очень мало – два-три случая в год. «Неблагополучных» же мамаш, которые рожают одного ребенка за другим, не обременяя себя хорошим уходом за ними, в Мариуполе тоже всего 2-3 человека. Так что тут налогоплательщикам переживать вроде как незачем.
Однако это не значит, что ситуация в городе абсолютно радужная. Во-первых, при разборе дела суды все равно всегда стараются оставить детей с биологическими родителями и дать матерям и отцам еще один шанс исправиться. Во-вторых, количество детей старше одного года, отобранных у горе-родителей, уже побольше, чем таких же новорожденных. «До года родители стараются держаться в рамках. Ведь ребенка постоянно наблюдает педиатр. А когда ему исполняется год, мамаши чувствуют, что контроль ослабел», - говорит Людмила Николаевна. Поэтому Людмила Прунчак призывает молодых девушек взвешивать свои силы перед рождением детей и не рассчитывать при этом на «детские». «Получили выплаты, а когда ребенку исполнился год, кричат: караул, что с ним теперь делать?!»
Вопиющих случаев, когда мать, например, получает пособие и при этом оставляет ребенка голодным, в Мариуполе, к счастью, не отмечено. А вот немного злоупотребить полученными «детскими» и в придачу к детским товарам докупить себе алкогольных напитков, а потом и ребенка накормить «алкогольным» молоком – это некоторые мамы могут запросто.
|